"А что у вас по антикоррупции?"
20 марта 2006 года

Бороться, бороться и бороться

...В прошлом году немецкий суд посадил гражданина Германии Людвига Хольгера Пфальса на 2 года и 3 месяца за то, что гражданин Пфальс не уплатил подоходного налога с взятки. Дело было так. Статс-секретарь в правительстве Германии лет 15 назад получил от представителя Саудовской Аравии 3,8 млн. евро за обещание посодействовать принятию решения о поставке танков этой стране. А на самом деле такое решение уже было принято без всякого его участия... В общем, взятку не доказали, но за то, что не поделился деньгами с бюджетом, посадили.

У нас брать налог со взяток, полученных должностными лицами, считается абсолютно недопустимым по этическим соображениям. Например, по таким: делиться взяткой нужно, но не с бюджетом же!

Впрочем, взятка - это еще не вся коррупция. Вся коррупция занимает в законопроекте десяток строчек мелким шрифтом - это определение той сложной работы, которую приходится проделывать государственному деятелю для того, чтобы стать коррупционером. А описание того, что республика должна делать, чтобы он не захотел стать коррупционером, занимает целую страницу. Ведь это еще более сложная задача.

Например, п. 8: "защита государством прав и законных интересов лиц, замещающих госдолжности... установление этим лицам зарплаты и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни". Как видно, законодатели придерживаются сугубо материалистических убеждений: что если положить рядом с чиновником сумму, несколько превышающую его зарплату, то рука чиновника чисто рефлекторно сделает его коррупционером. Поэтому государство должно сделать так, чтобы у чиновника в кармане всегда было больше денег, чем кто-либо может положить на его стол.

Задача, конечно, непростая (вон Людвиг Хольгер Пфальс получал зарплату небось не в пару десятков тысяч рублей, как наши министры, а поболее - а все равно соблазнился), но решение ее было бы приятно многим. Есть, правда, другое материалистическое наблюдение - что с повышением зарплаты пропорционально повышается и размер взятки...

Но повышением зарплат госмужей (кстати, вот-вот ожидается подобный указ президента РТ) законопроект не ограничивается. Есть в нем еще "проведение антикоррупционной экспертизы" проектов местных законов. Говорят, большой интерес в этом смысле представляет новый законопроект об организации работы транспорта, который предоставляет одним хозяйствующим субъектам право контроля за другими хозяйствующими субъектами. Депутаты, голосуя за него, не догадались, "какая собака в нем порылась" (слово "собака" здесь применено не в бранном смысле, а исключительно для сохранения цельности устойчивой конструкции). Может, антикоррупционная экспертиза им это и подскажет. О такой антикоррупционной экспертизе собственной продукции могут попросить кабмин и министерства и даже органы местного самоуправления. О да! Так и видишь, как они выстроились в очередь на прижизненное вскрытие...

Ну и, конечно, "антикоррупционное образование и пропаганда" не забыты. Будут разработаны (в рамках "национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов") обучающие программы для школ и вузов. Хорошо бы принять за основу традиции медицинского обучения - оно у нас самое наглядное. "А что у вас сегодня было по антикоррупции?" - "Очень интересно! Показывали снимки органов коррупционера - у него така-ая печень!.."

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"